(915) 130-58-60
 
project2project > Полезные практики > Обучение пользователей при внедрении ERP или отличный способ провалить внедрение

Полезные практики

info

Обучение пользователей при внедрении ERP или отличный способ провалить внедрение

31.07.2011


Есть такая поговорка: «Не руби сук, на котором сидишь». Любопытно, что именно это происходит во многих проектах внедрения систем ERP класса. Причем во всем мире. О чем речь, можно ли этого избежать?


Парадокс внедрения

Согласно данным SAP Global Accounts:

  • Что с наибольшей вероятностью будет исключено из бюджета проекта во время переговоров по проекту? – Обучение (Training)!
  • Что с наибольшей вероятностью потеряет финансирование во время внедрения? – Обучение (Training)!
  • Что с наибольшей вероятностью при обзоре проекта после внедрения будет названо как основной определяющий фактор успеха? – Обучение (Training)!

Забавно, не так ли?

Согласно исследованию компании Panorama Consulting Group (2009 г.) самой большой проблемой при реализации ERP-проектов 38% респондентов назвали невысокую заинтересованность сотрудников результатами проекта

Казалось бы, все просто. Недостаток обучения вызывает непринятие изменений конечными пользователями, неудовлетворительную адаптацию их к системе. Как следствие, неверные данные в системе. Круг замыкается. Кому нужна система с неверными данными?..

Попробуем разобраться, что именно делают заказчик/исполнитель, чтобы провалить внедрение.


Обучение пользователей – методологии Oracle и SAP

Ведущие поставщики систем ERP класса имеют собственные методологии внедрения, где вопрос управления организационными изменениями, в том числе  обучением, хорошо проработан. Упрощенный набор работ, рекомендуемый компаниями Oracle/SAP, представлен на Рисунке 1.




Обучение при внедрении ERP: взгляд Oracle и SAP

Рисунок 1. Обучение при внедрении ERP: взгляд Oracle и SAP






Как мы видим, рекомендуемые действия похожи. Общую последовательность действий (при обучении конечных пользователей) можно представить так:

  • Разработка Стратегии обучения (кстати, также разрабатываются стратегия коммуникаций и стратегия поддержки)
  • Разработка программы обучения
  • Разработка учебных материалов
  • Подготовка среды обучения
  • Обучение конечных пользователей перед запуском в эксплуатацию
  • Обучение пользователей во время эксплуатации системы


Стратегия обучения, как ядро системы

Ключевым документом во всей этой системе является Стратегия обучения. Этот документ:

    1. Определяет целевые аудитории для обучения (высшее руководство, проектные команды, ключевые пользователи, конечные пользователи).
    2. Определяет подход к обучению и средства обучения (очное, дистанционное, смешанное обучение)
    3. Определяет состав обучающих мероприятий. Обучающие мероприятия могут содержать не только курсы по функциональности системы, но и семинары по целям проекта, принятым подходам, методологии внедрения.

При подготовке Стратегии обучения осуществляется так называемый Анализ потребности в обучении, позволяющий выяснить «Кого и чему учить?»

Однако именно Стратегия обучения часто не разрабатывается, или разрабатывается формально. То есть лица, принимающие решение, игнорируют ключевые решения по подготовке пользователей для работы с системой.

Поскольку по оценке Gartner бюджет обучения может занимать до 17% бюджета проекта, понятно, что возникает желание сократить «необоснованные» расходы. Делается это путем сокращения количества обучаемых, выбора менее затратных в период внедрения методов обучения, обучения представителей разных аудиторий с разными задачами посредством одних учебных программам.

Отсутствие качественного выбора на ранней стадии проекта целевых аудиторий, программ о бучения, средств его доставки, приводит к тому, что:

  1. Либо руководители разного уровня, которым посредством системы предстоит принимать управленческие решения, не изучают возможности системы.
  2. Либо проектная группа, или ключевые пользователи, осуществляющие передачу знаний, а также поддержку конечных пользователей, не получают технических знаний, знаний по бизнес-процессам, не способны осуществить качественное внедрение и поддержку в период эксплуатации системы.
  3. Либо конечные пользователи, на которых будут возложены обязанности по вводу первичных данных, не получают навыка ввода данных, а также понимания необходимости этого.

Позднее такие организации вынуждены будут проводить дорогостоящее дополнительное обучение/переобучение сотрудников. Поскольку поставщики решений предпочитают избегать ответственности за подготовку конечных пользователей к работе с системой, основная тяжесть проблем ложится на заказчика.


Как перестать достигать антирезультатов

Внедрение ERP системы вызывает не только появление новой программы на компьютере пользователей. Оно вызывает изменение бизнес-процессов организации. Поэтому неспособность и нежелание сотрудников организации работать в новых условиях может породить бизнес-результаты, прямо противоположные ожидаемым. Повышение затрат и сроков выполнения задач, снижение качества информации, увеличение трудоемкости работ.


Что можно рекомендовать?

  1. Сделать разработку качественного документа Стратегия обучения обязательным элементом любого проекта внедрения систем ERP класса.
  2. Включить шаблон этого документа в методологию управления проектами организации.
  3. Помнить, что вложения в ERP систему имеют ценность ровно настолько, насколько конечные пользователи захотят и смогут эту ценность предприятию предоставить.

Обучение при внедрении ERP


Умелых конечных пользователей вашим бизнес-приложениям!


Если вам необходим Руководитель/Архитектор  образовательного проекта в рамках внедрения ERP, пишите!

Комментариев нет »

Комментариев нет.

RSS-лента комментариев к этой записи.

Оставить комментарий